Герои на страже природы
Положение
об областном экологическом творческом проекте
«Герои на страже природы!»
1. Общие положения
Экологический творческий проект «Герои на страже природы» (далее – проект) реализуется в рамках областной акции «Лето на пользу 2017» с целью вовлечения учащихся, находящихся на оздоровлении в воспитательно-оздоровительных учреждениях, в активную творческую и природоохранную деятельность.
Задачи проекта:
- создание условий для экологического образования учащихся с использованием технологии коллективной творческой деятельности;
- воспитание экологической культуры и экологического сознания подрастающего поколения;
- формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды;
- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию учащихся летних оздоровительных лагерей;
- исследование водных, воздушных, почвенных ресурсов родного края и реализация мероприятий направленных на их сохранение и оптимальное использование;
- развитие инициативы и творчества учащихся через организацию социально значимой деятельности, привлечение подростков к поиску механизмов решения актуальных проблем через разработку и реализацию социально значимых проектов.
2. Организаторы проекта
Организаторами проекта «Герои на страже природы» являются управление образования Гомельского облисполкома и учреждение образования «Гомельский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодёжи».
Организаторы формирует оргкомитет проекта. Члены оргкомитета проекта выполняют функции жюри областного этапа проекта.
3. Участники проекта
В проекте принимают участие коллективы учащихся учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодёжи, воспитательно-оздоровительных учреждений, на базе которых будет организована работа летних оздоровительных лагерей (вне зависимости от профиля).
4.Этапы и сроки реализации проекта
Проект реализуется в период с 01.06.2017 по 09.09.2017.
4.1. Районные этапы.
Районные этапы проводятся с 01.06.2017 по 31.08.2017. По окончании районных этапов проекта в каждом районе проводятся итоговые мероприятия – «Парады эко-героев». Положение о проведении районного этапа разрабатывается отделами образования, спорта и туризма райисполкомов, Гомельского горисполкома, администраций районов г.Гомеля на основании настоящего положения.
В районном этапе проекта принимают участие оздоровительные лагеря, функционирующие в период с 01.06.2017 до 25.08.2017, вне зависимости от профиля.
Материалы и протоколы результатов районных этапов, видеоотчеты районных «Парадов эко-героев» представляются в оргкомитет проекта не позднее 31.08.2017.
4.2. Областной этап.
К участию в областном этапе проекта приглашаются победители районных этапов, прошедшие предварительный отбор. Предварительный отбор осуществляется на основании оценки видеоотчетов о проведении районного «Парада эко-героев». Победители областного этапа проекта определяются во время итогового мероприятия областной акции «Лето на пользу 2017» в сентябре 2017 года.
5. Идея проекта
Проект реализуется в формате коллективного творческого дела. Связующим звеном проекта является «эко-герой» – реально существующий или вымышленный персонаж, который является экологическим символом лагерной смены, представляет собой пример экологически ответственного поведения и служит примером для всех учащихся.
Коллективное творческое дело включает в себя 9 заданий, которые необходимо выполнить на протяжении лагерной смены. Задания носят творческий, природоохранный, информационный, исследовательский характер. Результатом выполнения каждого из заданий является продукт творческой деятельности учащихся, который можно представить на районном или областном этапе конкурса. Десятым заданием для героя будет презентация результатов проекта на «Параде эко-героев» в рамках районного этапа конкурса.
6. Задания проекта
6.1. Рождение эко-героя.
Необходимо придумать персонаж, который будет являться неофициальным экологическим символом лагерной смены, и дать ему имя. Персонаж может быть вымышленным или иметь реально существующий прототип и должен отражать особенности местной природы и культуры. В качестве персонажей могут выступать люди, животные, растения, мифологические существа и т.д. Не допустимо использовать в качестве эко-героя персонажи, которые уже использовались в известных литературных и кинематографических произведениях (Маленький Принц, Буратино, Бэтмен, Чип и Дэйл и т.п.).
Формой реализации данного задания могут быть выборы эко-героя из кандидатур предложенных детьми. Результатом реализации задания должно стать краткое описание персонажа с указанием его имени и важнейших особенностей.
6.2. Портрет эко-героя.
Необходимо нарисовать портрет выбранного персонажа. Портрет персонажа выполняется на листе форматом А3 в произвольной технике и должен соответствовать описанию персонажа.
Формой реализации задания может стать конкурс детских рисунков. Результатом реализации задания должен стать рисунок изображающий эко-героя.
6.3. История эко-героя.
Необходимо сочинить произведение (стихотворение, рассказ, поэму, комикс, песню), которое описывает историю жизни эко-героя и раскрывает то, как эко-герой стал экологически ответственным и встал на путь защиты природы.
Формами реализации задания могут стать устный журнал или литературная гостиная. Результаты реализации задания представляются в виде литературного сборника, стенгазеты или комикса, рассказывающего историю жизни эко-героя.
6.4. Костюм эко-героя.
Необходимо создать костюм для эко-героя. Приветствуется использование в костюме природных материалов, а также бросового материала и вторичного сырья. Для демонстрации костюмов необходимо использовать модели.
Формами реализации задания могут стать выставка или шоу-показ моделей. При демонстрации костюмов может использоваться тематический антураж, а также театрализованная защита. Результатом реализации задания должен стать выполненный костюм эко-героя представляемый одним из учащихся, выступающем в качестве модели.
6.5. Путешествие эко-героя.
Необходимо совершить путешествие с посещением достопримечательностей родного края. Во время путешествия проводится видеосъемка посещенных мест.
Формами реализации задания могут стать посещение экологической тропы, экскурсия, поход, экспедиция. Результатом реализации задания должен стать видеоролик продолжительностью до 10 минут, в котором эко-герой рассказывает о достопримечательностях родного края.
6.6. Эко-герой на тропе открытий.
Необходимо реализовать учебно-исследовательский проект по изучению объектов природы, расположенных вблизи места дислокации лагеря.
Формами реализации задания могут стать наблюдения в дикой природе, опыт, эксперимент. В качестве объектов исследования выступают объекты растительности (растения, занесенные в Красную книгу, интересные экземпляры растений (вековые деревья, растения-экзоты), растительные сообщества (парки, скверы, аллеи, лесные урочища и т.п.), объекты животного мира (животные, занесенные в красную книгу, наблюдения за их распространением, поведением, образом жизни, особенностями их биологии и экологии), объекты неживой природы (реки, озера, родники, геологические объекты). Результатом реализации задания является отчет о реализации проекта оформленный в виде исследовательской работы или дневника опыта, эксперимента. В отчете необходимо отразить роль эко-героя в реализации проекта.
6.7. Эко-герой на страже природы.
Необходимо реализовать практический природоохранный проект, направленный на сохранение природных богатств родного края.
Формами реализации задания являются природоохранные акции, экологические десанты, работа экологических отрядов, отрядов «голубых» и «зеленых патрулей». Виды деятельности во время проведения акций – уборка мусора, биотехнические мероприятия (огораживание муравейников, изготовление кормушек и домиков для птиц, сбор лекарственных растений), информационные мероприятия (создание и распространение листовок, буклетов, установка аншлагов с природоохранной информацией). Результатом реализации задания должен стать информационный продукт – буклет, листовка, плакат, рассказывающая об акции и призывающая от имени эко-героя к сохранению природы.
6.8. Семь добрых дел эко-героя.
На протяжении лагерной смены эко-герой должен принять участие в семи мероприятиях, в рамках которых героем совместно с учащимися совершаются добрые дела (помощь пожилым людям и ветеранам, младшим школьникам, уход за растениями в школе, уборка территории памятников и мемориалов, сбор средств и вещей для помощи больным детям и т.п.).
Результатом реализации задания должен стать фотоотчет «Семь добрых дел», выполненный в виде стенгазеты или коллажа.
6.9.Презентация эко-героя.
Необходимо подготовить театрализованную презентацию, в рамках которой эко-герой должен рассказать о своем участии в проекте и представить результаты выполнения предыдущих заданий.
Формами реализации задания могут быть театрализованное выступление, экологическая сказка, сценка, выступление экологической агитбригады и т.п. Результат реализации задания – подготовленная презентация демонстрируется в рамках итогового мероприятия районного этапа – «Парада эко-героев».
6.10 Парад эко-героев (районный этап).
Необходимо принять участие в «Параде эко-героев» – итоговом мероприятии районного этапа проекта. В рамках «Парада эко-героев» проводится подведение итогов районного этапа, награждение победителей и определяется эко-герой, который будет представлять район на областном этапе экологического творческого проекта «Герои на страже природы!».
7. Критерии оценки выполнения заданий и определение победителей
Оценка персонажей по каждому из критериев проводится по 5-бальной шкале.
7.1. Рождение эко-героя:
- новизна и оригинальность;
- связь с местными традициями, историей родного края;
- отражение в имени персонажа природы родного края.
7.2.Портрет эко-героя:
- соответствие описанию эко-героя;
- оригинальность замысла;
- художественное мастерство (техника и качество исполнения работы), соответствие творческого уровня возрасту автора.
7.3. История эко-героя:
- литературно-художественная выразительность;
- освещение путей решения экологических проблем;
- оригинальность выбранных форм представления истории эко-героя.
7.4. Костюм эко-героя:
- соответствие описанию эко-героя;
- оригинальность и качество исполнения;
- использование в костюме природных материалов, бросового материала, вторичного сырья.
7.5. Путешествие эко-героя:
- выбор маршрута путешествия,наличие описания природных достопримечательностей;
- качество сценария и вовлеченность участников лагеря;
- качество представленного видеоматериала, техническая сложность исполнения (качество монтажа, компьютерная графика и т.п.).
7.6. Эко-герой на тропе открытий:
- соответствие исследования основным требованиям, предъявляемым к учебно-исследовательской работе;
- оформление отчета или дневника исследователя,соответствие уровня сложности исследования возрасту учащегося;
- наличие выводов и рекомендаций.
7.7. Эко-герой на страже природы:
- массовость (вовлеченность в мероприятие как можно большего количества учащихся);
- качество созданного информационного продукта (информативность, доступность, привлекательность);
- значимость результатов природоохранного мероприятия.
7.8. Семь добрых дел эко-героя.
Каждое доброе дело, совершенное в рамках проекта оценивается в 1,5 балла, фотоотчет – в 6 баллов.
7.9. Презентация эко-героя.
- сценарий презентации;
- техническое исполнение презентации (использование мультимедийной презентации, участие группы поддержки,костюмы, оформление и т.п.)
- художественное исполнение презентации (полнота образа, умение держаться на сцене, освещение в презентации выполнения всех заданий).
8. Награждение победителей
Определение и награждение победителей районного этапа проекта осуществляется в рамках итогового мероприятия – парада эко-героев. Количество призовых мест на районном этапе определяется Положением о проведении этапа. Видеоотчет о параде эко-героев, материалы, иллюстрирующие выполнение заданий, протокол результатов районного этапа, утвержденный жюри, представляется в оргкомитет областного проекта (учреждение образования «Гомельский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодёжи», г.Гомель, ул.Ириниская, д.18 а, каб.1-4).
Определение и награждение победителей областного этапа осуществляется в рамках итогового мероприятия областной акции «Лето на пользу 2017» в соответствии с Положением о проведении акции.
9. Финансирование проекта
Финансирование проекта осуществляетсяв соответствии с Положением о проведении акции «Лето на пользу 2017».