Информация

Педагогам

Данной страницы не существует! Для поиска нужной информации воспользуйтесь меню сайта или свяжитесь с нами.

Вернуться на главную страницу

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

 

Упражнение №8. "Игра в слова".

 

Задание №1.

 "Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

 

Задание №2.

  "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.

Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".

 

 Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

 

 Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

 

Упражнение №9. "Признак".

 

Задание №1.

  "Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"

железо -

 бумага -

 дерево -

 снег -

 пух -

 стекло -

 

Задание №2.

 

 "Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".

 (Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

 

Задание №3.

 

 "Сравни:

 по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;

 по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;

 по прочности - веревку и нитку, камень и глину;

 по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;

 по высоте - куст и дерево, гору и холм".

 

Упражнение №10. "Угадай-ка".

 

Задание: "Отгадай загадку:

 Летит, пищит,

 Ножки длинные тащит,

 Случай не упустит -

 Сядет и укусит.

 (Комар)

 

Круглый, полосатый,

 С огорода взятый.

 Сахарный и алый стал -

 Кушайте, пожалуйста.

 (Арбуз)


 

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".

 

Упражнение №11. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

 

Задание №1.

 "Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)

 "Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"

 

Задание №2.

  "Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"

 

Задание №3.

 "Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"

 Грустный, печальный, унылый, глубокий

 Храбрый, звонкий, смелый, отважный

 Слабый, ломкий, долгий, хрупкий

 Крепкий, далекий, прочный, надежный

 

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

 

Упражнение №12. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).

 

 Задание: "Скажи наоборот:

 холодный, чистый, твердый, толстый;

 тупой, мокрый, старший, светлый;

 просторный, враг, верх, проиграть;

 поднять, день, утро, весна;

 зима, завтра, рано, близко;

 низко, редко, медленно, радостно;

 темно, сел, взял, нашел;

 забыл, уронил, насорил, выпрямил.


 

 

Упражнение №13. "Один и много" (изменение слов по числам).

 

Задание №1.

 "Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".

 книга, ручка, лампа;

 город, стул, ухо;

 ребенок, человек, стекло;

 имя, весна, друг.

 

Задание №2.

 "А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".

 когти, облака, воины, листья;

 цветы, пилы, молодцы, стебли.

 

Упражнение №14. "Уменьшение".

 

Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".

трава, рука, плечо, солнце, банка;

 стул, книга, флаг, чашка, шапка.

 

Упражнение №15. "Закончи слово".

 

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)

 Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

 

Упражнение №16. "Объясни слово".

 

Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"

 нож, шляпа, мяч, письмо;

 зонтик, подушка, гвоздь, осел;

 мех, алмаз, соединить, лопата;

 меч, неприятность, храбрый, герой;

 стихотворение, азартная игра.

 

Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

 

 Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

 

 Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

 

 Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

 

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

 

 Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

 

 Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

 

 Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.

 

 Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.

 

 Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.

 

 Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.

 

 Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех-пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.

 

 Получаются описания игрушек - можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - грибок - ежик...). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.

 Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

 

Вспомни случай

 

 Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

 

Говорим по-разному

 

 Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

 

Бюро путешествий

 

 Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

 

Всегда под рукой

 

 Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

 

Лучший друг

 

 Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

 

Рассказы по картинкам

 

 Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

 

Истории из жизни

 

 Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

 

Мой репортаж

 

 Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

 

Семейное ток-шоу

 

 Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.

 

Измени песню

 

 Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.

 

Чем закончилось?

 

 Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

 

 

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

 

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

 

Задание №1.

 "Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).

 

Задание №2.

 "Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).

 

Задание №3.

 "Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

 

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

 

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

 

 1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

 

 Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

 

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

 

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

 

 Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

 

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

 

 Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

 

Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).

 

Задание №1.

"Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.".

 

Задание №2.

"Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".

 

Задание №3.

 "Назови все звуки по порядку в слове «рак», «кот», «мак»,"небо", "туча", "крыша" и т.д.".

 

Задание №4.

 "Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".

 

Упражнение №4. "Путаница".

 

"Послушай внимательно стихотворение. Кто на дереве сидит?

Кит.

 В океане кто плывет?

 Кот.

 В огороде что растет?

 Рак.

 Под водою кто живет?

 Мак.

 Перепутались слова!

 Я командую "раз-два"

 И приказываю вам

 Всех расставить по местам".              

 

 

Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"

 

 Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

 

Упражнение №5. "Придумай новое слово".

 

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

 

Упражнение №6. "Кружок".

 

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

 

 Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".

 

 Образец: МАК - 000

 

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н']. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

 

Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.

 

Упражнение №7. "Длиннее-короче".

 

Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".

 

 

 Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

 

Упражнение №17. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?     Например: Кошка лакает молоко"'.

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

 

Упражнение №18. "Закончи предложение".

 

Задание: "Попробуй угадать конец фразы".

 

 Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и ... . Зимой бывает хо... .

 

Упражнение №19. "Добавь слова" (распространение предложений).

 

Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"

 

 Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

 

Упражнение №20. "Составь фразу" (образование предложений из слов).

 

Задание №1.

 "Придумай предложения, используя следующие слова:

 

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро".

 

Задание №2.

"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"


 

 1. Дымок, идет, трубы, из.

 2. Любит, медвежонок, мед.

 3. Стоят, вазе, цветы, в.

 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.


 

Упражнение №21. "Пропавшие слова".

 

Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".

 

1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .

 

 2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .

 

 3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .

 

Упражнение №22. "Найди ошибку".

 

Задание №1.

 "Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".

 


Зимой в саду расцвели яблони.

 Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

 В ответ я киваю ему рукой.

 Самолет сюда, чтобы помочь людям.

 Скоро удалось мне на машине.

 Мальчик стеклом разбил мяч.

 После грибов будут дожди.

 Весной луга затопили реку.

 Снег засыпало пышным лесом.


 

Задание №2.

 "Как нужно исправить предложение?"

 

Упражнение №23. "Объясни".

 

Задание: "Послушай фразу:

 

Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

 Объясни, почему кошка недовольна.

 

Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.

 Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.

 

Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.

 Кто что рисовал? Объясни".

 

Упражнение №24. "Что имеется в виду?" (тренировка на понимание переносного смысла).

"Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

 


железный топор - железный человек

 золотая стрела - золотые руки

 ядовитый укус - ядовитый взгляд

 острый нож - острое слово

 низкий стол - низкий поступок

 черствый хлеб - черствый человек".


 

Упражнение №25. "Правильно или нет?".

 

Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?"

 


Мама ставит вазу с цветами в стол.

 Когда хотят что-то купить, теряют деньги.

 Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

 В полу лежит красивый ковер.


 

 Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?"

 

Упражнение №26. "Где начало рассказа?"

 

Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок

 

Задание: "Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она".

 

Упражнение №27. "Рассказ по картинке".

 

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.

 

Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

 

 - О чем эта картинка?

 - Кто главный герой?

 - Что происходит?

 - Какие герои нарисованы на картинке?

 - Какой у них характер?

 - Как можно назвать этот рассказ?

 

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.

 

Упражнение №28. "Подбери рифму".

 

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол - гол.

 

Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:

 


каша, вой, подушка, сок;

 снег, кошка, кружок, миска;

 речка, тучка, бочка.


 

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

 

Упражнение №29. "Составь предложение".

 

Задание: "Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу предложение: "В лесу идет дождь. Гремит гром". Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика "и", тогда из двух получится одно. "В лесу идет дождь, и гремит гром".

 Теперь попробуй сам".

 

Ярко светит солнце. Поют птицы.

 

Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу.

 

Дети вышли гулять и ...

 

По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами "а", "но", "хотя", "зато", "если, ... то".

 

 

 

 

 

 

 

 

 Наверняка многие из вас давно разучились дышать. От того, как вы дышите, ваше здоровье зависит больше, чем от вашего питания. В этой статье мы изучим следующие вопросы:

  • Почему люди постепенно разучиваются правильно дышать?
  • Какие есть виды дыхания?
  • Какие болезни ждут вас, если вы будете неправильно дышать?
  • И главный вопрос: Как научиться дышать правильно?

У вас в доме есть маленькие дети, кошки или собаки? Посмотрите, как они дышат. Вы заметите – они дышат животом. С животными все понятно, они не смотрят телевизор и живут своими естественными потребностями. А как же быть с детьми, почему они в какой-то период забывают, что нужно дышать животом? Этому есть одно простое и очевидное объяснение. Заботливые родители перекармливают своих детей до такой степени, что у них из-за постоянно переполненного желудка и кишечника блокируется диафрагма. Потом она атрофируется - и кандидат на “нормального” человека готов. Делайте из этого выводы. Не запихивайте ребенку пищу, если он этого не хочет. Ваш ребенок гораздо более разумный, чем вы думаете, и у него есть свое чувство меры, которое вы так часто игнорируете. 

Существует три вида дыхания:

1.     Диафрагмальное (брюшное) дыхание – вдох осуществляется путем сжатия диафрагмы и ее опускания вниз. При этом мышцы живота расслабляются и живот выпячивается. Выдох происходит за счет расслабления и поднятия диафрагмы. Мышцы живота напрягаются, и живот втягивается внутрь (к позвоночнику). Брюшное дыхание – самое выгодное с энергетической точки зрения дыхание, в котором участвует большая часть легких.

2.     Реберное дыхание – при вдохе грудная клетка расширяется, при выдохе сжимается. Этим процессом управляют межреберные мышцы. Самый распространенный тип дыхания у взрослых людей.

3.     Ключичное дыхание – вдох осуществляется за счет поднятия ключиц, выдох за счет их опускания. При этом задействована лишь верхняя часть легких, которая имеет очень небольшой объем.


Вы когда-нибудь видели старушек, с трудом поднимающихся на второй или третий этаж, делающих отдых через каждые три ступеньки? Так вот знайте, эти старушки в детстве тоже разучились правильно дышать (то есть дышать животом), а к 50 годам постепенно перестали дышать грудной клеткой. У них в дыхании задействована только верхняя часть легких, занимающая менее 20% всего объема. А ведь легкие отвечают за обменные процессы, отсюда масса заболеваний – и, как следствие, частые обращения к специалистам 
медицинских учреждений
Диафрагма не только участвует в правильном дыхании, но и массирует органы грудной и брюшной полости. К диафрагме сверху прикреплена сердечная сумка (перикард). Снизу диафрагма массирует печень, почки с надпочечниками, поджелудочную железу и селезенку. Представляете, какую важную работу выполняет диафрагма! 
За всю свою практику электропунктурной диагностики сотрудники 
медицинских центров заметили один важный момент. Если у человека диагностируется дегенерация альвеол легких (из-за неправильного дыхания), то в 95% случаев у него также будет понижена функция надпочечников. А надпочечники являются очень важным регулятором. При их дисфункции у вас будет низкий иммунитет (пониженное продуцирование стероидов), снижение половой активности, вялость. 
Состояние вашей кожи и волос тоже очень сильно зависит от состояния ваших легких. Если газообмен в легких нарушен, часть их функций перекладывается на кожу. Поэтому кожа покрывается морщинами, прыщиками или имеет другие проблемы. Поэтому тренировка дыхания нужна людям с заболеваниями кожи. В том числе и при псориазе. 


Это была теория, а теперь давайте перейдем к практике. 

Что нужно сделать прежде всего для развития брюшного дыхания? Посмотрите на свой живот: если он отвисает до колен, то можете закрыть эту страницу и пойти покушать, ведь вы, наверное, проголодались. Остальные продолжают читать дальше. 
Практиковать правильное, брюшное дыхание можно где угодно: в метро, на работе, в машине. Никто даже и не заметит, что вы в данный момент серьезно занимаетесь своим здоровьем. Это скрытая техника. Но первые пару дней будут некоторые трудности. В первую очередь это невозможность “запустить” диафрагму. Это как больному, пролежавшему год в коме, которому трудно сделать первые шаги. Практиковать можно как лежа, так и сидя. Положите одну руку на живот, а другую на нижние ребра. Руками вы будете контролировать брюшное и реберное дыхание соответственно. Нужно свести к минимуму движения грудной клетки и наоборот активизировать движения живота. При вдохе ваш живот должен выпячиваться. Если вы сидите, то выпячивание происходит при полном расслаблении мышц живота. Лежа живот на вдохе напрягается. На выдохе живот втягивается как можно ближе к позвоночнику. Тренироваться нужно в день суммарно 10-15 мин. По 2-3 подхода. Через 2 месяца таких тренировок вы почувствуете себя гораздо лучше. Объем ваших легких увеличится на 20-30 %. Первую неделю могут быть болевые ощущения в области диафрагмы. Ничего страшного в этом нет. Так бывает всегда, при тренировке атрофированных мышц. Боли пройдут через 2—3 дня. Когда вы приучитесь правильно дышать, этот процесс будет у вас происходить на автомате. Вы сами не заметите, как постепенно перейдете на диафрагмальное дыхание

А теперь речь пойдет о некоторых других интересных фактах, связанных с дыханием. 

1.     Полное йоговское дыхание включает в себя все три вида дыхания. Сначала происходит плавный вдох животом, потом расширяется грудная клетка, затем плавно поднимаются ключицы. Выдох также начинается с живота.

2.     Все профессиональные дайверы великолепно владеют как брюшным, так и полным йоговским дыханием.

3.     Дыхание должно быть плавным и глубоким. Быстрое и глубокое дыхание - это гипервентиляция легких, которая может привести к нарушению мозгового кровообращения, к гипертонии и даже инсульту.

4.     Гипервентиляция легких еще называется холотропным дыханием. Оно приводит к отмиранию клеток мозга.

5.     Кардиологи советуют правильно дышать при вегетососудистой дистонии и панических атаках, потому что дыхание - это единственная функция обычного человека, которая может регулироваться как вегетативной нервной системой, так и сознанием. Это своего рода мост между вашим разумом и вегетативной нервной системой (ВНС). При вдохе активизируется симпатическая часть ВНС, а при выдохе - ее парасимпатическая часть.


Источник: http://www.bymed.ru

 

 

Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4 -5 лет) часто не соответствуют возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия. Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей. Итак:

        ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;

        критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращай­тесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;

        обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т.к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта.

 

Если ребенку показана аденотомия или исправления прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;

        большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью ко­торого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;

        посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тща­тельно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозмож­но будет добиться положительных результатов;

        через полгода после того, как все звуки будут поставлены, по­кажите ребенка логопеду с целью проверки надежности ре­зультатов;

        в случае тяжелых речевых нарушений сделайте все, чтобы ре­бенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откла­дывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы некомпетентных людей.

 

 

 

Учитель-дефектолог О.В. Шапошникова

Уважаемые папы и мамы! Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем рань­ше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ре­бенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5-3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:

·        очень вял, нехотя реагирует на окружающее;

·        часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из сторо­ны в сторону;

·        имеет сильное течение слюны;

·        не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и при­неси чашку и т.д.);

·        не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т.д.;

·        говорит "ма" вместо "мама" или относит слово "мама" к другим лицам;

вместо "девочка"говорит "де"; "зайчик"  — "за"; "иди"-"ди"; "смотри"'— "апи";

·        употребляет слова-фрагменты, т.е. такие, в которых сохранены только части слова: "ако " — молоко, "дека " — девочка.

 

Все это - серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту - логопеду в поликлинику или речевую группу детского сада. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков про­изношения по мере роста ребенка, т.к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

 

 

Учитель-дефектолог О.В. Шапошникова

     Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно.

Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.

Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

 

«Лягушечка» - «Хоботок»

 

Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка

«Заборчик» 

 

Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!
 
 

«Лопаточка» - «Иголочка»

 

Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.

«Качели» 

Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.
 
 

«Часики» 

 

Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.

«Горка» 

 

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку. 
 
 

«Чашечка»

 

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.

«Вкусное варенье» 

 

Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху -вниз.
 
 

«Лошадка»

 

Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им. Показать как цокает лошадка.

«Грибок» 

 

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.
 

 

«Барабан»

 

Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: «Д-д-д-д».

«Чистим зубки»

 

Открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки, выполняя движение снизу-вверх.

 

Официальные ресурсы