Старший возраст
6 лет - это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.
□ Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.
□ У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т.е. умение:
• правильно произносить все звуки языка;
• выделять первый и последний звук в слове;
• разделять слово на слоги;
• определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
• придумывать слова на заданный звук;
• сливать два названных звука в слог: М+А =МА;
• повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
• определять количество слов в предложении, учитывая и "короткие" слова - предлоги.
□ Важно выяснить:
• насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
• насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
• что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
• сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет ли исключить из предложения ряда "лишнее"; может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
□ Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т.е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку "срисовать" четко написанную вами прописью фразу типа "Он ел суп".
□ Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 - количественный и порядковый.
□ Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
□ Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
□ В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.
Учитель-дефектолог О.В. Шапошникова