Информация

 

Порядок формирования X классов  в учреждении общего среднего образования

 

Зачисление учащихся в профильные классы средних школ, учебно-педагогических комплексов (ясли-сад – средняя школа, детский сад – средняя школа) проводится на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования:

отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

Зачисление в X класс, в котором все учебные предметы изучаются на базовом уровне, осуществляется в соответствии с пунктом 94 Положения об учреждении общего среднего образования.

При формировании X классов в учреждении образования необходимо учитывать:

1) количество выпускников IX классов, желающих продолжить обучение на III ступени общего среднего образования (в целом, в другом учреждении образования, например, в лицее и непосредственно в данном учреждении образования);

2) количество потенциальных учащихся X профильных классов (т.е. учащихся IX классов, имеющих отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании  не ниже 6 баллов) и их индивидуальные запросы, потребности и способности;

3)  количество учащихся X классов, желающих изучать все учебные предметы на базовом уровне и (или), изучая все учебные предметы на базовом уровне, осваивать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) (за счет учебных часов факультативных занятий; возможна организация обучения на базе учреждений профессионально-технического образования).

2. Модели формирования X профильных классов в учреждении общего среднего образования

При организации профильного обучения реализуется три модели формирования X классов:

модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;

модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;

модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне (за исключением гимназий и лицеев).

Учащиеся, которые выбрали учебные предметы для изучения на повышенном уровне, изучают их отдельно от тех учащихся, кто эти же учебные предметы изучает на базовом уровне (разные учебные программы).

Изучение учебных предметов, не выбранных учащимися в качестве профильных, осуществляются в составе класса. Если учебный предмет изучается на базовом уровне не всеми учащимися класса, то может формироваться одна группа из учащихся нескольких классов параллели.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Профильное обучение должно способствовать выявлению и развитию у учащихся необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

В этой связи в рамках профильного обучения в учреждениях общего среднего образования могут функционировать классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических специальностей, специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и иных специальностей.

В соответствии с Протоколом поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 21 ноября 2014 г. при посещении учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», рассматривается возможность введения особого порядка приема в учреждения высшего образования для получения образования по педагогическим специальностям лиц, прошедших обучение в профильных классах педагогического направления учреждений общего среднего образования (далее – педагогические классы). Поэтому необходимо обратить особое внимание на открытие и функционирование педагогических классов в учреждениях общего среднего образования.

Учащиеся, обучающиеся в педагогических классах, в рамках учебных часов изучают учебные предметы на повышенном уровне. Как правило, это те учебные предметы, учителями которых они планируют стать в будущем. Кроме этого, учащиеся педагогических классов должны обязательно освоить программу факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс», утвержденную Министерством образования Республики Беларусь (размещается на портале Министерства образования и Национальном образовательном портале).

В случае, если в учреждении образования нет возможности сформировать педагогический класс по учебным предметам из числа желающих изучать обязательные факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс», возможно обучение учащихся в различных классах одной параллели и объединение их в одну группу (педагогический класс) при изучении обязательного факультативного занятия.

В учреждении общего среднего образования с малым количеством классов на параллели возможно объединение учащихся в группу (педагогический класс) для изучения обязательного факультативного занятия из числа учащихся близлежащих учреждений образования, желающих освоить программу данного факультативного занятия (по принципу межшкольного факультативного занятия). В этом случае состав группы (педагогического класса) для проведения факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс» утверждается приказом директора учреждения общего среднего образования, на базе которого организуется проведение данного факультативного занятия.

Открытие педагогических классов должно быть утверждено приказом учредителя и решением районного (городского) исполнительного комитета, которым утверждается сеть учреждений общего среднего образования на очередной учебный год.

Для ориентации на получение специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь могут использоваться следующие учебные программы факультативных занятий:

– военно-патриотической (пограничной) направленности «Юный пограничник»  – Минск: Национальный институт образования, 2015;

– «Защитники Отечества» (X-XI классов учреждений общего среднего образования)  – Минск: Национальный институт образования, 2016.

При освоении программы указанного факультатива в полном объеме в аттестате об общем среднем образовании будет сделана запись «Усвоена программа факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс», или «Усвоена программа факультативных занятий «Защитники Отечества. X-XI класс» и т.д.

3. Психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения

Целью психолого-педагогического сопровождения профильного обучения является выявление, развитие и реализация  профессионально-психологического потенциала учащихся, т.е.:

профессионально значимых качеств личности;

ключевых компетенций;

профессиональных и личностных интересов, ценностей, мировоззренческих взглядов, профессионально-этических норм и др.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся:

– изучение интересов, склонностей, образовательных потребностей учащихся III ступени общего среднего образования;

– реализация принципов дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе на основе предоставления возможностей учащимся в построении  индивидуальных образовательных маршрутов с учетом профессиональных интересов;

– расширение возможностей социализации учащихся на основе реализации принципа преемственности между общим средним и профессиональным образованием;

– формирование и развитие у учащихся ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности, творческой самостоятельности, активности, исследовательских компетенций, обеспечивающих выпускнику возможности жить, трудиться, непрерывно совершенствоваться, быть конкурентоспособным на современном рынке труда;

– повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования;

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения являются:  

– психологическая диагностика учащихся с целью выявления уровня сформированности у учащихся представлений  об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности, определения характера ожиданий учащихся в профессиональном самоопределении;

– консультационная работа с педагогами и  законными представителями учащихся по оказанию им содействия в определении эффективных путей разрешения  совместно с учащимися трудностей  их профессионального определения, коррекции субъект-субъектных отношений в процессе решения учащимися вопросов «выбора»; 

– методическая работа с педагогическими работниками по вопросам профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной подготовки учащихся;

– профилактическая работа, которая осуществляется педагогом-психологом и педагогом социальным, по оказанию поддержки каждому учащемуся в его личностном развитии и проектировании профессионального будущего;

– коррекционно-развивающая работа с учащимися, которые испытывают трудности в профессиональном самоопределении для развития их профессиональных интересов на основе выявленных реальных возможностей и способностей личности; 

 – аналитическая работа: изучение созданных условий, организации психолого-педагогической помощи учащимся, ее результатов в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся; анализ готовности подростка к осознанному выбору профессии, продолжению образования; оценка эффективности деятельности.

 

Официальные ресурсы