Рекомендации учителям по адаптации учащихся первых классов к школе
1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.
· обеспечить своевременную смену видов деятельности;
· не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
· отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
2. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
3. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.
4. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
5. Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.
6. Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата.
7. Знание психологических особенностей детей 6-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) - залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.
8. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.
9. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
10. Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.
11. Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.
12. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.
13. Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.
Помните, что шестилетка - маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых. Ребенок - равное нам существо, что он не готовится к жизни, а живет полнокровной жизнью, возможно гораздо более насыщенной и интересной чем наша.