Профилактика семейного неблагополучия
Ключевая роль в системе раннего обнаружения неблагополучия семей, где воспитываются новорожденные дети и дети дошкольного возраста, не посещающие учреждения образования, принадлежит медицинским работникам, которые при оказании медицинской помощи выявляют:
· семейно-бытовые условия, свидетельствующие о потенциальном неблагополучии для протекания беременности или для жизни и здоровья новорожденного (несовершеннолетнего);
· несовершеннолетних, пострадавших от насилия или жестокого обращения;
· несовершеннолетних, нуждающихся в медицинском обследовании, наблюдении или лечении вследствие уклонения либо ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по содержанию детей;
· лиц, воспитывающих несовершеннолетних детей и злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими, психотропными и токсическими веществами.
Такая деятельность осуществляется медицинскими работниками при оказании медицинской помощи или медицинских услуг, в том числе:
· при постановке женщин на учет по беременности;
· в ходе патронажа медицинского работника новорожденных, детей раннего возраста и детей-инвалидов;
· при обращении за медицинской помощью в организацию здравоохранения или при вызове врача на дом к ребенку или к законным представителям ребенка.
При обучении (воспитании) детей в учреждениях образования изучение особенностей семейного воспитания воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) осуществляется регулярно, рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому – 1 раз в год; чаще – при возникновении такой необходимости.
Посещение семей не должно носить формальный характер. Семьи воспитанников ясельных групп, учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, учащихся 1-х курсов, семьи вновь прибывших в класс (группу) обучающихся рекомендуется посетить до 1 ноября; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее – до 1 января.
В отношении иногородних обучающихся учреждений профессионально-технического, среднего-специального, высшего образования (далее – УПО), родители которых проживают на территории иной административной единицы, кураторам (мастерам производственного обучения) совместно со специалистами социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС), воспитателями, иными субъектами воспитательного процесса необходимо провести изучение особенностей семейного воспитания с использованием наблюдения, индивидуальных бесед с обучающимся, его родителями (при заселении в общежитие, на родительских собраниях), диагностики по изучению внутрисемейных отношений.
При проведении бесед, наблюдении необходимо обращать внимание на наличие следующих показателей у обучающегося:
· неуважительно отзывается о своих родителях;
· отсутствует одежда соответственно сезону, возрасту, необходимые предметы обихода и т.п.;
· в выходные и праздничные дни практически не ездит к родителям;
· систематически возвращается от родителей агрессивным, раздраженным, подавленным, расстроенным и т.п.;
· родители практически не заботятся о материальном обеспечении ребенка;
· родители уклоняются от общения с педагогами УПО, не посещают родительские собрания, не интересуются жизнью ребенка в учреждении, его обучением, условиями проживания и т.п.;
· установлен факт совершения противоправного действия в период нахождения у родителей;
· имеется информация о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей в отношении других несовершеннолетних детей и т.п.
Осуществляя визит в семью, педагогическим работникам необходимо помнить о соблюдении соотношения между правом ребенка на государственную заботу и защиту и правом законных представителей на попечение и ответственность за ребенка. Чтобы не создавать напряжения во взаимоотношениях с законными представителями обучающихся, предупредить возникновение конфликтов, воспитателю, классному руководителю, куратору (мастеру производственного обучения) рекомендуется согласовать с ними дату и время посещения.
При посещении семей с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних составление воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего либо актов иного характера нецелесообразно.
Отметка о посещении обучающихся на дому вносится педагогическими работниками:
· воспитателем дошкольного учреждения в графе «Посещение воспитанников на дому» сведений о родителях и воспитанниках;
· классным руководителем в классном журнале.
При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего воспитателю, классному руководителю необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха; особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи. Недопустимо при посещении семей несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличии денежных вкладов и т.п.
Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – Совет профилактики) с участием воспитателей, классных руководителей, кураторов (мастеров производственного обучения).
О выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания воспитатель, классный руководитель, куратор (мастер производственного обучения) немедленно информируют администрацию учреждения образования, о чем в день информирования либо в ближайший рабочий день делается соответствующая запись в Журнал учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, государственных органов и иных организаций, от граждан (приложение 1)[1]. Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечиваются должностным лицом, назначенным приказом руководителя учреждения образования.
При выявлении показателей семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации администрация УО инициирует проведение социального расследования по месту проживания родителей несовершеннолетнего обучающегося.