Виды одаренности
Методика оценки общей одаренности.
Инструкция: Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется не постоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлении редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 – четко выражено и проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею)
Любознательность (познавательная потребность).
Жажду интеллектуальой стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, в неугасаемой активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и мн. др.)
Сверхчувствительность к проблемам.
Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где других ничего необычного не замечают – важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется способность выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию.
Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас.
Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке.
Способность к оценке – это результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность.
Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и других видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически.
Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность).
Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности.
Требовательность к результатам собственной деятельности.
Стремление доводить продукты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов.
Поставленные отметки отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.
Изобразительно – художественная одаренность
· В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
· Становится очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку.
· Способен составлять оригинальные композиции из цветов, камней, марок, открыток.
· Любит использовать какой – либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков.
· Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды) в свободное время без побуждения взрослых.
· Обращается к рисунку и лепке, чтобы выразить свои чувства и настроение.
· Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
Музыкальная одаренность.
· Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
· Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
· Хорошо поет.
· В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.
· Любит музыкальные записи.
· Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
· Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
· В пении и музыке стремится выразить свои собственные чувства.
· Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
Литературная одаренность.
· Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
· Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
· Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться сюжета, не теряя основную мысль.
· Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
· Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
Артистическая одаренность.
· Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного
· Интересуется актерской игрой
· Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
· Разыгрывая драматическую сценку, способен понять и изобразить конфликт.
· Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
· Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечение рассказывает.
· Любит игры – драматизации.
Техническая одаренность.
· Интересуется механизмами и машинами.
· Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
· Любит рисовать чертежи и схемы.
· Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
· Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов»
· Быстро и легко осваивает компьютер.
Лидерская одаренность.
· Инициативен в общении со сверстниками.
· Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
· Легко общается с детьми и взрослыми.
· Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
· Часто руководит играми и занятиями других детей.
· Склонен принимать на себя ответственность.
· Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
· Обладает даром убеждения, способен внушить свои идеи другим.
Спортивная одаренность.
· Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большем объеме движений.
· Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
· Часто выигрывает в спортивных играх у сверстников.
· Бегает быстрее всех в классе.
· Двигается легко, грациозно. Хорошая координация движений.
· Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх
· Физически выносливее сверстников.
Современная модель одаренности.
![]() |
Малая модель человеческого потенциала (одаренности) Дж. Рензулли