Урок русского языка в 4 классе " Употребление имён прилагательных в речи"
Цель:актуализация знаний учащихся о роли имён прилагательных в речи
Задачи:
1. Содействовать приобретению практического опыта в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте.
2. Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число.
3. Способствовать воспитанию наблюдения в природе.
Оборудование: учебник, карточки.
- Слова бывают разные –
То дельные, то праздные.
То честные, правдивые,
То льстивые, фальшивые.
- А какие слова вам бы хотелось слышать друг от друга?
- Приятно слышать добрые слова в свой адрес, но при этом нужно самим быть добрыми.
- Сегодня на уроке нам предстоит пройти квест, название этого квеста мы узнаем, пройдя первые два испытания.
2.Чистописание
Первое испытание: выполнение челенджа «чистописание»
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
1-ая строка: Ии Пп
2-ая строка:при тель га ное ла
3-я строка: (слово «употребление» с петельками)
Орфографическая разминка
Прочитайте внимательно стихотворение. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните имена прилагательные. Поясните их правописание.
На д..рев..я, на аллеи
Сне.. л..тит муки б..лее,
Ле..кий-ле..кий, чистый-чистый,
Мя..кий, хру..кий и пуш..стый.
(Проверка правильности написания пропущенных букв)
3.Словарная работа
-Следующее испытание «запиши правильно слова». А задания подготовили ребята из нашего класса. Они будут читать описание, а вы должны отгадать, что это за слово. (Один ученик у доски)
1) Она бывает аптечная, полевая, садовая, лекарственная, сушёная. (Ромашка.)
2) Она бывает красивая, пластмассовая, медная, большая, маленькая, прозрачная. Это застёжка, продеваемая в петли одежды. (Пуговица.)
3) Он может быть археологический, архитектурный, исторический, в память чего-нибудь или кого-нибудь. (Памятник.)
4) Он может быть Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий, Южный, Индийский. (Океан.)
5) Он может быть новым, гусеничным, старым, колёсным. Самоходная машина для тяги.(Трактор.)
6) Она бывает олимпийская, памятная, золотая, серебряная, бронзовая, военная, юбилейная. (Медаль.)
7) Оно бывает сливочное, йогуртовое, фруктовое, клубничное, шоколадное. (Мороженое.)
8) Об этом цвете можно сказать так: апельсиновый (апельсинный), морковный, густо-жёлтый, красно-жёлтый. (Оранжевый.)
Проверим словарные слова.
- Найдите среди словарных слов лишнее. Почему оно лишнее? (поставить ударение).
4.Сообщение темы и цели урока
- А сейчас послушайте стихотворение.
Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (имя прилагательное)
-Давайте вернёмся с вами к чистописанию, вспомним, о какой части речи говорилось в стихотворении и попробуем определить тему урока. (Употребление имён прилагательных в речи.)
- Чему мы с вами будем учиться на уроке? (Будем учиться выделять слова-признаки из речи, развивать умение определять, подбирать и уместно употреблять в речи имена прилагательные.)
-Название квеста- тема нашего урока. Как будет называться наш квест ? (Употребление имен прилагательных в речи)
За прохождение каждого задания, я буду вам давать 1 букву, собрав все буквы, мы соберем хештег к нашему уроку. И за первые два задания вы получаете 2 буквы: а, л.
5. Физкультминутка
6.Актуализация знаний
- Для начала давайте вспомним, что такое имя прилагательное?
- Со словами какой части речи связаны имена прилагательные?
-Как определить род, число имени прилагательного?
-Каким членом предложения является имя прилагательное?
Получаете дополнительно букву е.
-Следующее задание в нашем квесте: нужно дополнить текст необходимыми словами.
У собачки Сони были … глаза, … ресницы и …хвостик, которым она обмахивалась, как веером.
- Как можно назвать все слова, которые мы вставили? (Прилагательные)
-Как вы думаете, зачем в нашей речи нужны имена прилагательные? (Ответы детей)
-Давайте откроем учебник на странице 85 и прочитаем, для чего служат имена прилагательные?
Прошли и это испытание и получаете букву с.
7. Закрепление изученного материала
Следующие задание: дополните предложения.
Наступила осень. С деревьев падают листья. На улице дует ветер. Все одевают одежду.
-Как назовем эти предложения? Докажите.
-Давайте озаглавим этот текст.
Запишем этот текст и подчеркнем имена прилагательные, определим их род.
Дети записывают по очереди полученные предложения на доске, определяя род имен прилагательных.
В награду за это испытание получаете букву ы.
4) Игра «Найди ошибку»
Следующее задание квеста, вы будете выполнять самостоятельно.
-Прочитайте предложение. Найдите ошибки. Запишите правильно.
Наступила уже настоящий зима. Земля была покрыта белоснежную ковром. Не осталось ни одного темную пятнышка. Даже голые березы, ольхи и рябины убрались инеем, точно серебристой пухом.
Спишите предложения, исправив ошибки.
Задание для 1 группы: Спишите предложения, исправив ошибки.
Задания для 2 группы: Спишите предложения, исправив ошибки.
Имена прилагательные подчеркните волнистой линией.
Задания для 3 группы: Спишите предложения, исправив ошибки. Имена прилагательные подчеркните волнистой линией. Определите род имен прилагательных.
Самостоятельное выполнение задание.
Молодцы, за выполнение этого задания каждая группа заслужила по букве итого вы получаете 3 буквык, с, н.
Квест пройден, вы выполнили последнее задание и получили последние буквы будущего хештега. Составьте слово.
3) Работа с карточками ( в парах)
-Что такое синонимы?
- Для чего они нужны в нашей речи? (Синонимы точнее, чётче передают мысль, позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления, позволяют избежать повторения одного и того же слова.)
-У вас на партах лежат карточки. Прочитайте задание. Обсудите задание с соседом по парте и выполните его.
Задание:к каждому имени прилагательному подберите синоним. Соедините стрелками.
быстрый пасмурный
гигантский весёлый
знойный шустрый
лёгкий огромный
тихий радушный
радостный воздушный
хмурый беззвучный
добрый жаркий
-Прочитайте полученные словосочетания.
8.Подведение итогов урока
-Чем мы с вами занимались на уроке?
-Какую роль играют имена прилагательные в речи?
Хочу отметить хорошую работу …, …., …, …, ….
А у…, …, …, … проверю выполнение самостоятельной работы и выставлю отметки.
9.Рефлексия
Дополните любой хештег:
#янаурокеузнал …
#мненаурокебылотяжело …
#янаурокепонял …
#янаурокебыл …
10. Домашнее задание. Упр. 145
У каждого на столе лежат лайки