Информация

Версия для слабовидящих

 

Ребенок идет в школу

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и педагоги детского сада. Взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас в стенах школы проявятся плоды их воспитательных усилий.

Отношение ребенка к учебе формируется задолго до того, как он переступил школьный порог. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи родителями и воспитателями детского сада.

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и педагоги детского сада. Взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас в стенах школы проявятся плоды их воспитательных усилий. Отношение ребенка к учебе формируется задолго до того, как он переступил школьный порог. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи родителями и воспитателями детского сада.

Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же дошкольник, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет достаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Иногда родители  используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут!», «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках отвечать будешь?»

Подобные напутствия вряд ли воодушевят детей. Стараясь быть объективными при оценке успехов, взрослые не скупятся на критические замечания и, в конце концов, добиваются того, что если ребенок вообще не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагирует на неудачи слезами. Можно понять его боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы.

Важно, чтобы сообщаемая информация была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого используются сюжетно-ролевые игры, экскурсии в школу, беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях, общение с младшими школьниками, чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, пословиц и поговорок, подчеркивающих значение книги, учения, труда и т.д.

Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ребенок при поступлении в школу?

Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, - общее развитие. Именно оно обеспечивает успех обучения в школе. Это означает, что педагоги дошкольных образовательных учреждений  и родители, дети которых идут в школу, должны заботиться, прежде всего, о том, чтобы  у них были сформированы общие способности  и качества личности, необходимые ребенку для осуществления принципиально новой для него деятельности учебной.

Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими его людьми,  был доброжелательным с детьми, взрослыми, в том числе педагогами, и т.п. Он также должен уметь управлять своим телом, хорошо двигаться и ориентироваться в пространстве. У ребенка должна быть развита мелкая моторика рук, а также скоординированы движения руки и глаза.

Необходимо отметить, что недопустимы проверки умения читать и писать при приеме ребенка в первый класс, которые ориентируют родителей на совершенно неверный путь подготовки ребенка к школе. Научить этим навыкам  - задача начальной школы.

Портрет будущего первоклассника предполагает наличие определенных качеств:

·        стремление к общению со сверстниками;

·        желание учиться;

·        хорошее здоровье;

·        эмоциональный настрой;

·        грамотная речь, связное изложение своих мыслей;

·        стремление к сотрудничеству со взрослыми;

·        развитая произвольность поведения;

·        любознательность и стремление к открытиям;

·        хорошо сформированная координация движений и графических навыков

Нужные мелочи:

При покупке школьных принадлежностей родители зачастую забывают о необходимых мелочах. Например, не всегда школьник находит в своем наборе точилку, кисточки, ножницы, цветную бумагу, подставку для учебников.  Выработать дисциплинированность поможет пенал, где каждый предмет будет лежать на своем месте. Лучше всего подойдет пенал – книжка на молнии, чтобы, раскрывая его, ребенок видел все, что в нем находится. Не стоит скупать все подряд в уверенности, что потом пригодится. Наверняка на родительском собрании  дадут точный перечень нужных вещей. От того, как будет «экипирован» ребенок и насколько он будет в себе уверен, зависит его успех в учебе.

Ранец с начинкой:

Важнейший предмет для каждого первоклассника – школьный портфель. Врачи предъявляют к нему особые требования: он должен быть вместительным и удобным, с жесткой спинкой и возможностью носить его на двух широких лямках (чтобы не портить осанку и не вредить позвоночнику). Этим запросам соответствуют портфели  со специальной ортопедической спинкой: она довольно жесткая – малыш не будет сутулиться. Лучше, если ребенок сам выберет себе яркий ранец. Пусть сразу его примерит и, положив туда что-нибудь весомое, испытывает а «работе». От правильного и равномерного распределения нагрузки напрямую зависит самочувствие, поэтому не стоит экономить на здоровье.

Рекомендации родителям будущих первоклассников:

·        Уважайте ребенка как личность; сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье

·        Развивайте и поддерживайте интерес к учебе. Убеждайте ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, развивайте необходимые для этого навыки

·        Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах  в учебе.

·        Не требуйте только высоких результатов и оценок. Объясните, как важно получать новые знания  и развивать свои способности.

·        Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми  на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.

·        Перенесите на субботу просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (чтобы ограничить время пребывания в статичной позе)

·        Совершайте в выходные дни  семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу, по возможности посещайте бассейн

·        Во время выполнения домашнего задания (не более 90 мин.) проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка

·        Два раза в неделю выполняйте с ребенком комплекс из семи упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса и живота, делайте «пальчиковую» гимнастику, используя песенки для улучшения вентиляции легких и поддерживания хорошего настроения, проводите релаксационную гимнастику с использованием аудиозаписи звуков природы (лежа на спине в расслабленном состоянии с закрытыми глазами в течении 10 мин.)

·        Следите, чтобы после школы ребенок гулял на свежем воздухе 30-60 мин.

 

·        Обеспечьте отход ребенка ко сну не позже 21.00

Официальные ресурсы