Информация

 

Повышение уровня речевой готовности ребёнка к школе

Готовность ребенка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами.

Обязательно подлежит проверке следующее:

1) правильность произношения всех звуков, особенно свистящих, шипящих:

2)  умение различать звуки речи на слух, т.к. оно является предпосылкой овладения грамотой:

•    если некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он будет за­трудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма;

•   к 6 годам ребёнок может назвать звуки, которые находятся в начале, сере­дине, конце коротких (из 3—4 букв) слов (дом, пол, соль ..);

3) словарный запас ребёнка 6 лет дол­жен составлять не менее 2.000 слов:

•   в словаре ребёнка должны при­сутствовать обобщающие слова: фрукты, овощи, обувь, мебель, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, их детёны­ши, профессии, инструменты, насекомые. Ребёнок должен уметь объяснить, что входит в каждую из перечисленных  групп;

•   ребёнок должен уметь подобрать как можно больше признаков и действий к одному предмету с учётом его вели­чины, веса, формы, цвета, вкуса, запаха, температуры, материала и т.д., как этот предмет можно использовать;

•  уметь подобрать к заданному слову слова, близкие по значению, а также слова с противоположным значением;

4)  умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания (лампа — лампы, стул — стулья, лоб — лбы):

•  уметь согласовывать прилагатель­ные с существительными, существитель­ные с прилагательными, существитель­ные с числительными (дерево какое?..., три шара, а пять —... ?);

•  понимать и употреблять предлога (на, в, под, около, из-за, из-под);

5) владение связной речью:

•   умение ребёнка дать развёрну­тый, понятный для постороннего чело­века ответ на вопрос. Умение понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий (по­просить ребёнка пересказать сказку, содержание мультфильма, рассказать о событии из его жизни, обратить внимание на сохранность логической последовательности событий, правиль­ность построения самих предложений текста;

•  умение составить рассказ по кар­тине. В рассказе должны присутствовать начало, кульминация, конец. Ребёнок дол­жен уметь закончить начатый взрослым рассказ и т.д.

Уважаемые родители!

Если знания и умения ребёнка по некоторым параметрам не соответствуют требованиям, незамедлительно обращайтесь к логопеду, а также к психологу для дальнейшей коррекционной работы с ребёнком!

 

 

Литература: Л. Коренева  Ребенок  на пороге школы // Пралеска. –2006. – № 6. – С. 52.

Официальные ресурсы