Информация

Cредняя школа № 73 г. Гомеля

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

 

Упражнение №8. "Игра в слова".

 

Задание №1.

 "Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

 

Задание №2.

  "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.

Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".

 

 Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

 

 Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

 

Упражнение №9. "Признак".

 

Задание №1.

  "Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"

железо -

 бумага -

 дерево -

 снег -

 пух -

 стекло -

 

Задание №2.

 

 "Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".

 (Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

 

Задание №3.

 

 "Сравни:

 по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;

 по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;

 по прочности - веревку и нитку, камень и глину;

 по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;

 по высоте - куст и дерево, гору и холм".

 

Упражнение №10. "Угадай-ка".

 

Задание: "Отгадай загадку:

 Летит, пищит,

 Ножки длинные тащит,

 Случай не упустит -

 Сядет и укусит.

 (Комар)

 

Круглый, полосатый,

 С огорода взятый.

 Сахарный и алый стал -

 Кушайте, пожалуйста.

 (Арбуз)


 

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".

 

Упражнение №11. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

 

Задание №1.

 "Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)

 "Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"

 

Задание №2.

  "Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"

 

Задание №3.

 "Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"

 Грустный, печальный, унылый, глубокий

 Храбрый, звонкий, смелый, отважный

 Слабый, ломкий, долгий, хрупкий

 Крепкий, далекий, прочный, надежный

 

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

 

Упражнение №12. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).

 

 Задание: "Скажи наоборот:

 холодный, чистый, твердый, толстый;

 тупой, мокрый, старший, светлый;

 просторный, враг, верх, проиграть;

 поднять, день, утро, весна;

 зима, завтра, рано, близко;

 низко, редко, медленно, радостно;

 темно, сел, взял, нашел;

 забыл, уронил, насорил, выпрямил.


 

 

Упражнение №13. "Один и много" (изменение слов по числам).

 

Задание №1.

 "Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".

 книга, ручка, лампа;

 город, стул, ухо;

 ребенок, человек, стекло;

 имя, весна, друг.

 

Задание №2.

 "А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".

 когти, облака, воины, листья;

 цветы, пилы, молодцы, стебли.

 

Упражнение №14. "Уменьшение".

 

Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".

трава, рука, плечо, солнце, банка;

 стул, книга, флаг, чашка, шапка.

 

Упражнение №15. "Закончи слово".

 

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)

 Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

 

Упражнение №16. "Объясни слово".

 

Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"

 нож, шляпа, мяч, письмо;

 зонтик, подушка, гвоздь, осел;

 мех, алмаз, соединить, лопата;

 меч, неприятность, храбрый, герой;

 стихотворение, азартная игра.

 

Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

 

 Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

Официальные ресурсы