Информация

Cредняя школа № 73 г. Гомеля

Развитие фонематического слуха

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

 

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

 

Задание №1.

 "Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).

 

Задание №2.

 "Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).

 

Задание №3.

 "Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

 

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

 

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

 

 1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

 

 Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

 

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

 

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

 

 Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

 

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

 

 Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

 

Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).

 

Задание №1.

"Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.".

 

Задание №2.

"Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".

 

Задание №3.

 "Назови все звуки по порядку в слове «рак», «кот», «мак»,"небо", "туча", "крыша" и т.д.".

 

Задание №4.

 "Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".

 

Упражнение №4. "Путаница".

 

"Послушай внимательно стихотворение. Кто на дереве сидит?

Кит.

 В океане кто плывет?

 Кот.

 В огороде что растет?

 Рак.

 Под водою кто живет?

 Мак.

 Перепутались слова!

 Я командую "раз-два"

 И приказываю вам

 Всех расставить по местам".              

 

 

Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"

 

 Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

 

Упражнение №5. "Придумай новое слово".

 

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

 

Упражнение №6. "Кружок".

 

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

 

 Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".

 

 Образец: МАК - 000

 

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н']. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

 

Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.

 

Упражнение №7. "Длиннее-короче".

 

Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".

 

 

 Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

Официальные ресурсы