Информация

Виды одаренности

Методика оценки общей одаренности.

Инструкция: Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется не постоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлении редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 – четко выражено и проявляется свойство личности,    противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею)  

 

Любознательность (познавательная потребность).

Жажду интеллектуальой стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, в неугасаемой активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и мн. др.)

Сверхчувствительность к проблемам.

Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где других ничего необычного не замечают – важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется способность выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию.

Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений. 

 

Словарный запас.

Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке.

Способность к оценке – это результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности  объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность.

Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и других видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически.

Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

  Настойчивость (целеустремленность).

Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности.

Требовательность к результатам собственной деятельности.

Стремление доводить продукты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

 

Обработка результатов.

Поставленные отметки отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.

 

 

Изобразительно – художественная одаренность

·        В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

·        Становится очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку.

·        Способен составлять оригинальные композиции из цветов, камней, марок, открыток.

·        Любит использовать какой – либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков.

·        Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды) в свободное время без побуждения взрослых. 

·        Обращается к рисунку и лепке, чтобы выразить свои чувства и настроение.

·        Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

 

Музыкальная одаренность.

·        Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

·        Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

·        Хорошо поет.

·        В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.

·        Любит музыкальные записи.

·        Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

·        Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

·        В пении и музыке стремится выразить свои собственные чувства.

·        Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

Литературная одаренность.

·        Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

·        Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

·        Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться сюжета, не теряя основную мысль.

·        Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

·        Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.

 

Артистическая одаренность.

·        Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного

·        Интересуется актерской игрой

·        Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

·        Разыгрывая драматическую сценку, способен понять и изобразить конфликт.

·        Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

·        Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечение рассказывает.

·        Любит игры – драматизации.

Техническая одаренность.

·        Интересуется механизмами и машинами.

·        Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

·        Любит рисовать чертежи и схемы.

·        Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

·        Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов»

·        Быстро и легко осваивает компьютер.

Лидерская одаренность.

·        Инициативен в общении со сверстниками.

·        Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

·        Легко общается с детьми и взрослыми.

·        Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

·        Часто руководит играми и занятиями других детей.

·        Склонен принимать на себя ответственность.

·        Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

·        Обладает даром убеждения, способен внушить свои идеи другим.

Спортивная одаренность.

·        Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большем объеме движений.

·        Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

·        Часто выигрывает в спортивных играх у сверстников.

·        Бегает быстрее всех в классе.

·        Двигается легко, грациозно. Хорошая координация движений.

·        Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх

·        Физически выносливее сверстников.

Современная модель одаренности.

 
  Овал: творческость
(креативность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Малая модель человеческого потенциала (одаренности) Дж. Рензулли

 

Официальные ресурсы